МЕТРОЛОГИЯ

"Свобода и слово" № 47 (223) 23.11.2008

Недвижимость всегда считалась хорошим способом вложения денег. Правда, за последние годы, в связи с увеличением рыночной стоимости, капиталов, залитых в квадратный метр бетона, нужно все больше и больше. Но испорченные квартирным вопросом ореховозуевцы готовы вкладывать и рисковать. А помочь им в этом смогут многочисленные агентства недвижимости, всегда готовые подыскать клиенту подходящий вариант. О рынке недвижимости Орехово-Зуева, о тенденция его развития и актуальных проблемах в интервью нашему корреспонденту рассказывает Президент Гильдии риэлторов Орехово-Зуева Андрей Плавский.

-Что представляет из себя рынок недвижимости города Орехово-Зуево? Чем он особенный и отличается ли от других подобных рынков вообще?

- Одной из основных особенностей рынка могу назвать малые объёмы строительства нового жилья по сравнению с другими городами. Да, есть, наверное, и примеры территорий, где ситуация обстоит хуже. Но на мой взгляд это существенное наше отличие. Если говорить о количестве игроков на рынке, то назову одну цифру: у нас в городе риэлторской деятельностью  занимается порядка 55-60 агентств – по крайней мере это те, кто официально работает. В нашей гильдии состоит 24 фирмы. Ещё одна особенность рынка недвижимости заключается в отсутствии разнообразия планировок, что связано, вероятно, с низкими темпами строительства в последние 10-15 лет. Выбор крайне небольшой: покупателю обычно приходится выбирать из 3-4х типовых планировок.

 

- 55-60 агентств – достаточно большая цифра. Но получается, что для всех найдётся работа, раз они существуют и развиваются.

 

- Да, работы хватает. И я бы не сказал, что на рынке недвижимости в данный период времени есть какой-то определённый лидер, как в некоторых других городах. К примеру, в Подольске и Коломне лидеры рынка ко всему прочему занимаются инвестиционно-строительной деятельностью.

 

- Связано ли как-то такое интенсивное развитие рынка риэлторских услуг с бумом на рынке недвижимости, который можно было наблюдать в последние годы?

 

- Знаете, наверное, бум покупки недвижимости наблюдался только в один год – 2006-й. Был большой спрос, результатом чего стало повышение цен. Ну а количество игроков в принципе регулируется самим рынком. То есть, если есть спрос на услуги – найдётся и предложение. В других развитых городах наблюдается подобная ситуация. Например, в Подольске, где население города в полтора раза больше нашего, количество фирм так же в полтора - два раза выше.

 

- Какими преимуществами обладают члены Гильдии риэлторов перед теми, кто в неё не вступил?

 

- Думаю, нужно в первую очередь говорить о преимуществах с точки зрения потребителя услуг. Для клиента членство компании в гильдии означает то, что фирма открыто, честно, официально работает на рынке. Кроме этого, целью Гильдии, заявленной в документах, является содействие развитию цивилизованного рынка недвижимости. Как этого достигнуть? Мы не стали изобретать велосипед, пойдя по пути наших старших коллег из Российской гильдии риэлторов. Есть такая «система добровольной сертификации брокерских услуг на рынке недвижимости», которая пришла в 2002-м году на смену лицензированию риэлторской деятельности. Для агентств это означает обязательное наличие полиса ответственности риэлторов на сумму не менее 3 млн. рублей, то есть все организации, прошедшие сертификацию, свою ответственность страхуют. Помимо этого компании работают по приблизительно схожим, типовым договорам. Существует также и система внесудебного разрешения конфликтов, которая позволяет урегулировать разногласия между потребителями услуг и фирмами, а также между самими компаниями. И ещё одно важное добавление. Фирма прошедшая сертификацию, аттестует своих сотрудников. Что это означает? Вообще профессия «риэлтор» в общем перечне профессий в Российской Федерации пока отсутствует – это вопрос времени. Но профессионалы рынка всё равно хотят работать по определённым единым правилам. Именно поэтому проводится аттестация сотрудников по двум специальностям – брокер по недвижимости и агент по недвижимости. Систему аттестации можно назвать ключом к профессии. А фирмы, которые аттестацию не проходят, не могут называться риэлторами. Причина тому простая: Российская гильдия обладает правами на товарный знак и слово «риэлтор». Риэлтор, согласно документам, - «аттестованный специалист, работающий на рынке недвижимости в компании, имеющей профессиональный сертификат и являющейся членом РГР".

 

- Вы упомянули такое понятие как «цивилизованный рынок». А насколько наши риэлторы близки к этой «цивилизации»?

 

- Если на момент создания Гильдии из вступивших 23-х компаний сертификатом могла похвастаться одна, то сейчас из 24-х организаций сертифицировано 15 и процесс идёт. Думаю, в ближайшие полгода все остальные фирмы пройдут сертификацию. Опять же для потребителя стало понятно, что, где, какие фирмы работают в городе.

 

- Давайте поговорим о ситуации в связи с кризисом. Аналитики прогнозируют спад активности и удешевление квартир.

 

- Аналитика – дело не всегда неблагодарное. Даже самые авторитетные эксперты иногда ошибаются. По поводу будущего рынка есть различные мнения, но одно можно сказать точно: кризисные явления всё же наблюдаются. Так в связи с трудностями в банковской сфере произошёл отток спроса со стороны тех, кто брал ипотечные кредиты. Финансовые организации сейчас неохотно расстаются со значительными суммами, плюс к этому, ужесточились условия выдачи, повысились проценты. Это негативная тенденция, но в общем спрос на недвижимость не падает, а ипотека со временем всё равно вернётся. Что бы ни говорили, а кредитование останется одним из основных способов покупки жилья. Других способов нет, накопить в течение 3-5 лет – нереально, по крайней мере, для большинства.

Читать дальше